Нейрофизиология счастья Мингьюра Ринпоче


Автор: Валентина Цветкова

Будучи крупным буддийским Учителем и тибетским монахом, Йонге Мингьюр Ринпоче выступает за соединение современного научного подхода с буддийской практикой, участвуя лично в научных исследованиях и рассказывая об этом в своих лекциях. Я приведу здесь лучшее, на мой взгляд место, из популярной книги Мингьюра Ринпоче “Будда, мозг и нейрофизиология счастья”, раскрывающее сущность буддийской медитации и рассеивающее кое-какие типичные заблуждения. Чем больше и глубже опыт практики – тем проще и понятнее видится его суть.

«На самом деле медитация – это довольно простое упражнение по пребыванию в естественном состоянии своего теперешнего ума, или ума настоящего момента, в котором мы позволяем себе просто и ясно присутствовать в любых возникающих мыслях, ощущениях и эмоциях. <…>

Ум всегда активен, постоянно порождая мысли подобно тому, как океан постоянно порождает волны. Мы так же не можем прекратить думать, как не можем прекратить волнение океана. Пребывание ума в его естественном состоянии радикально отличается от попыток полного прекращения ментальной активности. Буддийская медитация никоим образом не предполагает попыток опустошить ум. Даже если бы вам всё же удалось остановить все свои мысли, вы бы не медитировали, а просто бездействовали в своего рода коматозном состоянии.

С другой стороны, вы можете обнаружить, что, как только вы всматриваетесь в мысль, эмоцию или ощущение, оно исчезает, как рыбка, внезапно нырнувшая вглубь. И это тоже нормально. На самом деле это здорово. Поддерживая такое состояние чистого внимания или осознавания, вы переживаете естественную ясность и пустотность истинной природы своего ума, даже если от вас ускользают мысли, чувства и прочее. <…>

Нет ни хороших, ни плохих мыслей. Есть просто мысли. Как только один пучок болтливых нейронов начинает подавать сигналы, которые мы интерпретируем как мысли или чувства, другой пучок начинает их комментировать: “О, это была мысль отмщения. Какой ты плохой человек!” или “Тебе так страшно, ты наверно и вправду некомпетентен…”. В действительности медитация – это процесс безоценочного осознавания. Медитируя, мы применяем к своему субъективному опыту объективный научный подход.

Если мы продолжаем позволять себе просто осознавать деятельность ума, то постепенно начинаем осознавать и прозрачную природу мыслей, эмоций, чувств и ощущений, которые когда-то считали вещественными и реальными. Это похоже на постепенное удаление слоёв пыли и грязи с поверхности зеркала. Привыкая смотреть на ясную поверхность своего ума, мы можем преодолевать всю болтовню о том, кем и чем мы себя считаем, и осознавать сияющую сущность нашей истиной природы.»

Очень важно находить интерес и мотивацию в практике, которая будет простой и понятной, без заветных мистических эффектов, без сложных теорий и трудновыполнимых условий. Наилучшие условия уже есть, именно в нашей ситуации, именно здесь и именно сейчас. Естественность и открытость восприятия ведут к глубинам переживания реальности, истинной природы ума или назовите это как угодно ещё… 🙂 это та ценность, которую мы открываем только через собственный опыт практики медитации.