Тренировка ума через практику асан йоги:
часть 1, теория


Тренировка ума через практику асан йогиАвтор: Валентина Цветкова

Йогическая тренировка ума, как и телесноориентированная практика хатха-йоги, являются составными частями йогической системы, а точнее надсистемы по отношению к религиозным верованиям, и описываются они обе очень похожими метафорами. Одна из таких продуктивных метафор – это метафора, отражающая общий смысл интуитивного видения духовной работы, независимо от конкретных техник: о приручении дикого животного, обычно слона, быка, обезьяны или тигра. А умелый «приручатель» призван подбирать те средства, которые подходят в каждом индивидуальном случае. Иногда это молитвы или мантры, сложные асаны йоги или задержки дыхания, и тренировка однонаправленной концентрации на объекте в медитации сидя. Важно понимать, что все методы йоги опираются на представление о психофизической целостности – теснейшей взаимосвязи нашего ума и тела, и в этом, пожалуй, главное отличие йогического мышления от западного рационализма, привычно разделяющего спортивно-ориентированную тренировку тела или медицину  – от немедикаментозной психотерапии или духовных практик для сознания.

Попробуем посмотреть на процесс практики асан глазами буддийской йоги, как учения о тренировке ума, о развитии качеств пробуждённого сознания, которые называл и описывал сам Будда в своих ранних проповедях. Далее по тексту мы перечислим эти семь «факторов» (так их обычно называют), с указанием их наименования на языке пали, а также их роли и возможностей культивирования именно в процессе практики йога-асан.

Во второй части статьи предлагаем выполнить небольшую серию асан в таком медитативном ключе, исследуя возможности тренировки полезных умственных качеств и состояний на собственном опыте.

Итак, рассмотрим подробнее семь факторов пробуждённого сознания и их место в практике йоги.

  1. Осознанность, внимательность или памятование (Сати) – применительно к хатха-йоге это значит сохранение полной осознанности к ощущениям. Осознавать необходимо каждую деталь в отстройке позы, положение каждого сустава, распределение напряжений и расслаблений в мышцах, любые болевые сигналы и т.п. Несмотря на отвлечения и беспорядочную активность ума, стремящегося сравнивать нас с другими, думать о том, что было и что будет – мы всё время возвращаем его к моменту здесь-и-сейчас, к осознаванию ощущений и дыхания. Потеря внимательности – основная причина получения травм в йоге. Причём сохранять внимательность важно не только в фиксированных асанах, но и в различных переходах – виньясах, в динамических упражнениях. Для этой способности требуется навык, нарабатываемый постепенно под руководством преподавателя йоги, который указывает вам на «слепые зоны», которые вы упускаете и не замечаете, подталкивая вас их осознавать и прорабатывать.
  2. Способность к различению – полезного, ценного, умелого и, с другой стороны, нейтрального, вредного или опасного (Дхамма Вичая). Произвольное управление вниманием требует точной оценки своего состояния по качеству, наша цель в практике – развивать и укреплять состояние покоя и удовлетворённости, чистое и ясное поле сознания. Если появляется нечто противоположное в процессе практики важно заметить это, и переключиться на более продуктивные объекты внимания – ощущения тела и дыхания. Это объекты, связывающие нас с непосредственной реальностью и ведущие к правильным состояниям и развитию следующих пяти факторов пробуждённого сознания. Отслеживать своё состояние во время практики асан – очень полезная тренировочная задача! Особую роль при выполнении сложных асан играет способность к различению именно телесных ощущений. Качество ощущений в теле подсказывает нам можно ли форсировать позу, продолжать упражнение, или следует упростить его, отдохнуть и т.п. Это второе важное умение для прогресса в практике, ведь большинство травм происходит именно из-за того, что первый и второй факторы (внимание к ощущениям и их адекватная оценка) отсутствуют.
  3. Энергия или направленная активность, произвольное усилие и рвение в практике (Вирья). Несмотря на сложность этой практики, достаточная реализация первых двух факторов вызывает прилив энергии и мотивации к её продолжению, поскольку научившись более точно различать свои состояния мы стремимся взращивать приятные или «благие» и избегать противоположных. Само название «хатха-йога» часто интерпретируют по этимологии как «йогу усилия». С одной стороны, эта практика действительно требует огромных регулярных усилий – сознательных волевых и непосредственно физических затрат. С другой же стороны, она становится и мощным источником энергии, существенно повышает энергетический потенциал человека. Механизм примерно таков: интегрируя ранее несогласованные части нашего организма (телесное и психическое, в самой упрощённой интерпретации) мы избавляемся от утечек энергии, делая любое усилие более точным, умело сосредотачивая необходимую нам энергию в нужный момент. Это можно описать и более физиологично, говоря о тонкой балансировке гормональной и нервной систем.
  4. Радость и восторг (Пити). Дальнейшее погружение в практику вызывает ощущение переполненности энергией, состояние естественного счастья и эйфории.  Если вы увлекаетесь хатха-йогой, думаю, вам знаком этот феномен беспричинной широкой улыбки, часто неуместной, которую не так просто согнать с вашего лица. Состояния немотивированной радости на определённых этапах могут возникать волнами, но пока ещё не достаточно проявлены остальные факторы, состоянием трудно управлять и эти волны могут сменяться, к примеру, волнами раздражения и гнева. Традиционные тексты описывают этот восторг не как ментальное блаженство, а как более грубое чувство, непосредственно привязанное к телу, оно может проявляться у медитаторов даже в виде дрожи, раскачивания и т.п.
  5. Умиротворение, состояние покоя (Пассадхи) – внутренняя тишина, затихание мыслей и желаний, которое достигается как в процессе, так и в результате хорошей практики. Это состояние покоя означает максимальную чувствительность и открытость к происходящему. Когда затихает вся ментальная активность, сознание становится чистой гладью, отражающей действительность без искажений. Именно телесно-ориентированная практика обладает столь выраженным эффектом «заземления» и ослабления по отношению к повседневному потоку ментальной активности, связанному с планированием, тревогами и т.п. Конечно, занятие хатха-йогой должно быть организовано в медитативном ключе, чтобы давать соответствующие эффекты. Если это практика с преподавателем, то очень важно, какое внутреннее состояние транслирует сам преподаватель, ведь эмоции обладают большой способность «заражать». Отметим также, что, как и любой из перечисленных здесь факторов-состояний, этот йогический покой важно научиться идентифицировать в своём опыте, внимание будет подпитывать и укреплять его со временем.
  6. Концентрация внимания (Самадхи) – требует внутреннего баланса между расслаблением тела и внутренней собранностью. Напряжённое тело всегда оттягивает часть внимания на себя, уменьшает доступные ментальные ресурсы, так что в состоянии напряжения конечно можно сфокусироваться, но при этом глубина погружения в объект наблюдения будет небольшой. Признаком сильной однонаправленной концентрации является то, что все остальные внешние и внутренние стимулы (например, окружающие звуки) перестают попадать в фокус сознания, а объект внимания (например, звук дыхания уджайи) становится очень чётким и наполненным разными нюансами, словно рассматриваемый под микроскопом. Таким образом, мы тренируем внимание игнорировать, отодвигать в подпороговые восприятия всё, что мешает наблюдению. На первых ступенях человеку, не привыкшему надолго сосредотачиваться будет вполне достаточно тренировки на сосредоточение в любых асанах, или даже в виньясах. Здесь могут использоваться и комбинации объектов для концентрации – удержание внимания на определённом положении взгляда, на ощущении локального напряжения в теле (бандхи), на дыхании уджайи или на вестибулярном потоке ощущений в балансовой позе. Однако, важно понимать, что дальнейшее развитие концентрации, связанное с достижением ступеней дхьяны, требует неподвижной, удобной и устойчивой позы, такой как шавасана, сукхасана или падмасана.  
  7. Уравновешенность и беспристрастность (Упеккха) – навык сохранения устойчивости ума или внутреннего равновесия в меняющихся условиях. Этот фактор перечисляется обычно как завершающий из семи, так как он скорее результирует все предыдущие. Но в практике хатха-йоги также существует немало возможностей для его отработки, в специальных тренировочно-йогических условиях. Так, находясь в неприятных, трудных для нас асанах, испытывая дискомфортные и иногда болезненные ощущения мы учимся не вовлекаться в них эмоционально, сохранять нейтральное, созерцательное отношение, просто быть с этим опытом, отпуская свои внутренние импульсы, идущие от эмоций. Когда наш ум обучается реагировать беспристрастно, становится непоколебимо спокойным и ясным в этих простых тренировочных условиях – тогда эту способность можно расширять и на другие эмоционально-значимые ситуации нашей жизни.