Универсальные правила для развития медитативного созерцания


Автор: Валентина Цветкова

Начиная заниматься медитацией, очень важно сформировать правильное отношение к процессу и адекватные установки для открытого и невовлечённого созерцательного восприятия любых явлений. Эти 11 правил, сформулированные мной на основе мудрых указаний к медитации от Бханте Хенепола Гунаратана, помогут начать свою практику и сделать её максимально эффективной, избежав типичных ошибок.

1) Ничего не ожидайте, будьте открыты ко всему, что происходит. Считайте это экспериментом. Оставьте свои представления и интерпретации в стороне на время медитации.

2) Не напрягайтесь. Ничего не форсируйте и не делайте чрезмерных усилий.

3) Не спешите. Развивайте терпение. Сидите в медитации всегда так, словно в вашем распоряжении ещё целый свободный день.

4) Ни за что не цепляйтесь и ничего не отбрасывайте. Воспринимайте любой опыт одинаково, не впадая в оценочные суждения, просто внимательно наблюдайте, что будет происходить.

5) Расслабьтесь. Научитесь плыть по течению вместе со всеми изменениями, которые вы наблюдаете.

6) Принимайте всё, что приходит. Не вините себя за ошибки или недостатки. Воспринимайте любые феномены ума как вполне естественные явления.

7) Будьте добры к себе. Процесс становления тем, кем вы будете в будущем, начинается с полного приятия того, кем вы являетесь в настоящем.

8) Исследуйте всё сами. Используйте эмпирический подход, проверяя любые идеи относительно медитации на собственном опыте.

9) Рассматривайте все свои проблемы как испытания. Любые негативные моменты дают нам возможность учиться и развиваться. Изучите их в этом направлении.

10) Не углубляйтесь в размышление и анализ. Не думайте, просто смотрите. Важно развивать чистое, внеконцептуальное восприятие.

11) Не зацикливайтесь на сравнениях и контрастах. Привычка мышления, состоящая в сопоставлении себя и других и в выявлении различий, ведёт к отчуждению и разным негативным чувствам. Задача медитирующего: формировать новую привычку к поиску сходства и универсальных факторов.